Развивающие игры с маленькими детьми: учимся играя

Развивающие игры с маленькими детьми: учимся играя

Игры с маленькими детьми дают родителям возможность узнать, как они мыслят, чему он учатся и как на них влияет окружающий мир. Все это можно понять, наблюдая за игрой.

Эксперимент Baby Х

В 70-х годах двадцатого века психолог Филлис Кац провела эксперимент, который мы сейчас называем Baby Х. Она положила в комнате три игрушки: маленький мяч, куклу-девочку и игрушку, которая подходила бы ребенку любого пола. Она надела на 3-месячного малыша желтый комбинезончик без украшений и завела группы взрослых (исследуемых) в комнату, чтобы познакомить их с малышом. Некоторым группам говорили, что это девочка по имени Мэри, а другим, что это мальчик по имени Джонни. Большинство взрослых, которым сказали, что это девочка, давали малышу куклу, чтобы поиграть. А большинство тех, кто считал, что это мальчик, давали ему мяч.

Дебаты

После исследования Baby X разгорелось много жарких дискуссий о гендерных стереотипах. И тем не менее, когда доктор Кац повторила эксперимент через 10 лет, она получила такие же результаты. Более того, несмотря на огромные усилия в уравнивании полов в последние годы, если вы зайдете в обычный садик, то с легкостью угадаете, кто будет причесывать кукол, а кто играть с машинками.

Игрушки для девочек и мальчиков: преодолеваем стереотипы

Нужно ли волноваться, если ребенок играет в основном с игрушками, которые ассоциируются с его полом? Поводов для волнения нет, но постарайтесь поощрять у малыша интерес к разным игрушкам, в том числе и к тем, которые обычно ассоциируются с противоположным полом. Речь идет не про игрушки как таковые, но про навыки, которые они помогают развивать у детей. Игры-фантазии с куклами помогают девочкам отточить навыки межличностных отношений, особенно заботу и эмпатию. Однако им реже уделяют такое же внимание, как математическим и визуально-пространственным навыкам, которым можно научится с игрушками «для мальчиков», например кубиками и машинками.

Фантазия и реальность: лучшее от обеих

Еще один фактор, по которому различаются детские игры: они могут быть основаны на реальности (например, настольные или спортивные игры) или на фантазии (например, игра в «дом» или путешествия во времени и пространстве). Обычно первенцы и единственные дети больше фантазируют, может быть, потому что проводят больше времени сами по себе. Они чаще заводят себе воображаемых друзей.

Богатая жизнь в воображении помогает развить и отражает высокие интеллектуальные способности. Когда ваш ребенок придумывает, что теннисный мячик — это волшебный талисман, и решает, что с ним делать (спасти принцессу? победить дракона? наколдовать себе мороженое?), он использует фантазию, чтобы научиться делать выбор. Кроме того, фантазии — прекрасный способ для ребенка, чтобы справиться с какими-то сложными или пугающими вещами. Например, трехлетний ребенок, которого испугал шум большого грузовика, может справиться со страхом, представляя, что кубик у него в руках — это грузовик, который еще больше и страшнее настоящего.

С другой стороны, игры, основанные на реальности, могут помочь ребенку развить важные социальные навыки. Настольные игры дают дошкольнику представление о том, как дожидаться своей очереди. Простые спортивные игры учат базам командной работы и распределению ответственности.

Играйте вместе

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку освоить новые игры? Самое простое — начать играть вместе. Если вы сами начнете строить карточный домик, то ваш малыш не сможет удержаться и присоединится к вам. Чем больше вы будете играть со своим ребенком и участвовать в его занятиях, тем ближе будут ваши отношения, и тем больше вы будете понимать друг друга.

Вам также может понравиться: