Занимаемся с ребенком: виды игр для малышей

Занимаемся с ребенком: виды игр для малышей

Игра — это детская работа. Это лаборатория, в которой дети выясняют, как устроен мир, кто они такие и кем они могут быть, а также что они могут и не могут делать.

Не все игры одинаковы, как по стилю, так и по их влиянию. Внимательно следите за разными типами игр малышей и вы увидите, как они воспринимают мир.

Символическая игра

Для младенца или ребенка ясельного возраста кубик — это просто кубик. Если у него их больше одного, он может складывать их или раскидывать. Но когда ребенок достигает двухлетнего возраста, он начинает пользоваться кубиками гораздо более изобретательно. В его глазах они могут стать домом, машинкой или тем, чем ему захочется.

Игрушки становятся символами других предметов

Ваш ребенок может попытаться кормить свою куклу, как будто это другой ребенок. Если вы присмотритесь, вы можете увидеть, что иногда он держит свою куклу или плюшевого медведя так же, как вы держите его.

Этот тип символической репрезентации показывает, каким сложным становится его мозг. Это также позволяет ему подготовиться или проработать потенциально пугающие события. Например, опытный педиатр, которому нужно проверить уши ребенка на инфекцию, может начать осмотр с куклы, которую он принесет с собой. Это позволит ребенку понять, что его ждет, и поможет устранить тревогу.

Параллельная игра

Детям младшего возраста тоже нужны партнеры по играм, хотя они играют с ними совсем не так, как старшие дети.

Посадите двух полуторагодовалых детей с одинаковыми игрушками друг около друга в одной комнате, и вы заметите, что они вроде бы совсем не обращают друг на друга внимания.

Но присмотритесь получше, и вы заметите, что если один берет грузовик, другой скорее всего сделает то же самое. Если первый ребенок смотрит на этот грузовик и говорит «нет» (любимое слово детей младшего возраста), второй скорее всего будет его имитировать и прокричит «Нет!» тоже. Если дети уже неплохо говорят, вы можете услышать, как они ведут что-то вроде беседы, в которой нет смысла. «Щенок едет на машинке». «Какой большой грузовик!» «Щенок голодный?» «Мой грузовик. Врум, врум!»

Это пример параллельной игры. В отличие от детей старшего возраста, которые взаимодействуют и общаются напрямую, дети младшего возраста играют параллельно. Даже если со стороны кажется, что они играют сами по себе, дети этого возраста следят за поведением друг друга. Параллельная игра зачастую является первым шагом в формировании серьезных социальных отношений вне семьи. Партнеры по параллельной игре — первые друзья вашего ребенка.

Воображаемая игра

У маленьких детей грань между фантазией и реальностью очень размыта. Дошкольник может сражаться с драконами или летать на Луну — и все это не покидая спальни. Если вы хотите построить ребенку этого возраста замок, то все, что вам нужно, — это два кресла и одеяло, которое необходимо на них накинуть. Воображаемая игра служит многим целям и раздвигает границы игры. Она позволяет ребенку исследовать новые идеи и смотреть на жизнь под другим углом.

Начиная с трех лет игра часто расширяется, включая создание воображаемых компаньонов. Эти воображаемые друзья часто делают вещи, которые ребенок не может или не смеет. Воображаемый товарищ может быть очень требовательным или грубо разговаривать со взрослыми и старшими детьми. Он может обладать магическими способностями или невероятной силой и мудростью. Таким образом ребенок узнаёт жизнь с другой точки зрения и играет с понятием власти. Или переносит вину на кого-то другого, опрокинув стакан с соком на персидский ковер.

Не стоит волноваться, если у вашего ребенка появился воображаемый друг. На самом деле, этому нужно радоваться. Исследования доктора Джерома Сингера из Йельского университета показали, что дошкольники, у которых есть воображаемые друзья, как правило, обладают более развитым воображением и богатым словарным запасом, чем их ровесники, у которых таких друзей нет. Кроме того, они чувствуют себя в целом более счастливыми и лучше сходятся с одноклассниками. Интересно, что довольно многие дети не рассказывают родителям о своих воображаемых товарищах.

Совместная игра

Дошкольники переходят от одиночных и параллельных игр к совместным играм. Именно на этой стадии ваш ребенок овладевает важными новыми социальными навыками, такими как щедрость, соблюдение очередности, следование правилам и ведение переговоров. Все это очень сложные модели поведения для усвоения маленьким ребенком. В конце концов, в этом возрасте ваш ребенок уверен, что он является центром Вселенной!

Поделиться

  • Когда дошкольнику чего-то хочется, мысль о том, чтобы отдать это другому, практически невыносима.
  • Научиться делиться бывает сложно еще и из-за сбивающих с толку объяснений значения слова «делиться». (Если мы просим ребенка поделиться игрушками, он получит их обратно через короткое время, но если мы просим его поделиться печеньем, он никогда не получит его назад!)
  • Дошкольникам проще делиться, если они уже провели много времени, играя в игры, в которых они что-то отдают маме или папе и затем получают это назад.

Соблюдение очереди

  • Желания дошкольника — срочные и неотложные. Когда он хочет чего-то, он хочет это СЕЙЧАС!
  • Соблюдение очереди требует, чтобы он отложил удовольствие и представил, каково быть другим ребенком, который играет.
  • Эмпатия, которой он уже научился дома и во время параллельной игры, может ему в этом помочь.

Соблюдение правил

  • Все маленькие дети хотят побеждать в играх, в которых они участвуют. Большинство сделает все, что в их силах, чтобы выиграть, даже если им придется немного смухлевать.
  • Взрослые могут им потворствовать, однако их ровесники этого делать не будут, и это будет хороший (и суровый) урок о важности соблюдения правил.

Переговоры

  • Кто начнет? Как вы решаете, в какую игру играть? Кто будет шерифом, а кто его заместителем?
  • Совместная игра требует от ребенка не только умения брать, но и умения отдавать, чтобы договариваться о том, чего он хочет, — это тяжело принять, когда вы — центр Вселенной.

Как только ваш ребенок сможет договариваться, делиться, соблюдать очередь, следовать правилам, он будет отлично ориентироваться на школьной площадке, во время танцев в старшей школе, в общежитии колледжа и корпоративной комнате переговоров.

Поэтому наблюдайте за вашим ребенком, когда он играет. Вы получите прекрасное представление не только о его социальном развитии, но и о мыслительных способностях. Кроме того, это очень весело.

Вам также может понравиться: