Развитие мелкой моторики у детей

Вероятно, вам знакомо словосочетание «мелкая моторика» и вы уже задумывались, что же конкретно к ней относится, а также, например, как развивать моторику рук у ребенка. В этой статье мы расскажем, что такое мелкая моторика и как помочь развитию ребенка в зависимости от возраста.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это способность к координации движений мелкой мускулатуры запястья, ладоней, пальцев рук и даже пальцев ног. Общая же моторика — это способность к координации движений крупной мускулатуры рук, ног и стоп, а также умение управлять всем телом. Как развивать моторику рук у ребенка? Для этого можно выполнять с ним специальные упражнения и играть в подходящие по возрасту игры. Даже самые простые упражнения: подвигать игрушечный кирпичик или взять с тарелки кусочек еды — готовят малыша к более сложным задачам, например к письму или застегиванию пуговиц. Нужно помнить, что развитие ребенка может протекать по-разному, и все развиваются в своем темпе. По сравнению с другими детьми развитие мелкой и общей моторики у вашего малыша может быть как с опережением, так и с запаздыванием, и это нормально.
Мелкая моторика у детей от 1 до 3 месяцев
В возрасте до 1 месяца в соответствии с нормами развития ребенка ручки малыша обычно сжаты в кулачки, а пальчики руки обхватывают большой палец. Если положить ему в руку погремушку, он сможет ее схватить, и на этом пока все. Если по ладошке малыша провести пальцем, он крепко за него ухватится. Однако не стоит пробовать поднять его — ребенок может внезапно отпустить палец. Это всего лишь один из многих младенческих рефлексов, которые бывают у ребенка с рождения, — ладонный хватательный рефлекс, и малыш его не контролирует. В возрасте около 3 месяцев ручки малыша начинают расслабляться. Ладошка большую часть времени находится в полуоткрытом положении. Теперь, если ему в ручку положить погремушку, он может ее схватить, поднести ко рту или выронить, когда ему перестает быть интересно.
Как развивать моторику рук у ребенка от 1 до 3 месяцев
В этот период для развития ребенка рекомендуются следующие действия:
Потрясти перед ним или над его головой игрушкой. Ребенок будет тянуться к ней или хлопать по ней ручкой.
Давать ребенку яркие предметы, по возможности разных размеров, форм и с разной текстурой.
Подведем итог
На этом этапе у ребенка развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет сжимать и разжимать ладошку. |
Мелкая моторика у детей от 4 до 7 месяцев
В 4 месяца в соответствии с нормами развития ребенка малыш обычно крепко держит погремушку, умеет трясти ею, класть ее в рот и даже перекладывать из ручки в ручку. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок использует ладошки как клешни или грабли, то есть поднимает интересные для него предметы загребающим движением. Также малыш умеет хватать предмет одной рукой, перекладывать его в другую и делать вращательное движение запястьем на себя, чтобы рассмотреть вещь.
Как развивать моторику рук у ребенка от 4 до 7 месяцев
Что можно сделать для развития ребенка в этом возрасте:
Кладите игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы у него был стимул за ними тянуться.
Давайте ему играть с кубиками и мягкими игрушками для развития зрительно-моторной координации.
Подведем итог
Итак, у малыша в возрасте от 4 до 7 месяцев обычно развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет тянуться к предметам одной рукой. ● Он перекладывает предметы из одной руки в другую. ● Он умеет поднимать предметы загребающим движением ладони. |

Мелкая моторика у детей от 8 до 12 месяцев
С 8 месяцев до 1 года у ребенка бурно развивается общая моторика: как правило, он уже может ползать, самостоятельно вставать, а иногда даже ходить. Но и моторика рук не отстает, просто нужно внимательнее приглядеться. На этом этапе в соответствии с нормами развития ребенка малыш переходит с загребающего движения на зажим предмета между большим и указательным или средним пальцем. Так у него получается поднять даже мелкие предметы размером с кукурузное колечко или шарик из готового завтрака. Ему можно даже показать, как щелкать пальцами, и иногда ребенок даже способен это повторить! Не удивляйтесь, если ваш малыш в этом возрасте начнет кидаться предметами. Он будет в таком восторге от новой, более совершенной координации рук, что ему будет приятно брать предметы и кидаться ими в надежде, что вы их поднимете и отдадите ему. С помощью этих действий ребенок учится понимать связь между причиной и следствием, а также пытается привлечь ваше внимание. Если он начинает кидаться игрушками, предложите ему поиграть мягкими мячиками, а не деревянными кубиками. На этом этапе лучше всего убрать от малыша все хрупкие предметы, а не то он может бросить на пол солонку или ваш телефон. Для его и вашей безопасности рекомендуем временно перейти на пластмассовую посуду. Кстати, в рамках мероприятий по обеспечению безопасности дома для ребенка уберите подальше хрупкие элементы декора, например вазы.
Как развивать моторику рук у ребенка от 8 до 12 месяцев
Для развития ребенка в этом возрасте полезно играть в совместные игры, направленные на координацию рук и пальцев. Вот несколько примеров:
Сядьте на пол рядом с малышом и возьмите большой мячик (а если мячик будет звенеть или греметь, то малышу будет еще интереснее). Катните мячик в сторону ребенка. Пусть он тоже катнет его к вам. Сначала малыш будет просто хлопать по мячику, но со временем научится целенаправленно катить его.
Дайте малышу что-нибудь, что открывается и закрывается, например коробку с крышкой. Можно спрятать в коробке любимую игрушку малыша и говорить «ку-ку», когда он поднимает крышку.
Дайте ребенку корзинку с разными предметами: мягкими игрушками, мячиками, безопасными бытовыми предметами вроде деревянных ложек и стаканчиков. Пусть малыш берет их по одному из корзины и кладет обратно. В это время можно рассказывать ребенку, как называется каждый предмет, какая у него форма, текстура и цвет.
В этом возрасте дети обожают защелки, колесики, рычажки, шарниры — в общем, все, что может двигаться. Постарайтесь подобрать для него игрушки с такими свойствами.
Подведем итог
У ребенка в возрасте от 8 до 12 месяцев развиваются следующие элементы моторики рук и пальцев: ● Он умеет брать предметы, зажимая их между большим и указательным пальцем, трясти их, ударять ими, перекладывать из руки в руку, произвольно отпускать или кидать их. ● Он может стучать предметами друг о друга, издавая звуки (например, деревянными кубиками). ● Он может строить башенки из кубиков и ломать их. ● Он кладет игрушки и другие предметы в контейнер и достает обратно. ● Он может совать указательный палец в дырки. ● Он зажимает мелок или карандаш в кулачке и водит им по поверхности. |
Мелкая моторика у детей в возрасте 1 года
Поздравляем! Вашему малышу исполнился годик! В этом возрасте развитие ребенка идет семимильными шагами, и он уже много чего умеет. Родителей обычно впечатляет общая моторика, в частности долгожданные первые шаги, но и в области мелкой моторики есть чему удивиться. Благодаря более совершенной общей моторике, ребенок все больше стремится исследовать мир вокруг себя. В процессе этого совершенствуется и мелкая моторика. Малыш все еще не умеет брать самые мелкие предметы, но это достижение не за горами. Пока ребенку нравится изучать и играть с более крупными предметами, например с деревянными кубиками и деревянными пазлами. На этом этапе значительный прогресс происходит в развитии зрительно-моторной координации. Сейчас ребенок все чаще пользуется какой-то одной рукой, но это вовсе не значит, что у него уже определилась ведущая рука (то есть он будет левшой или правшой).
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 1 года
По мере взросления ребенка можно делать с ним следующие упражнения на развитие моторики рук:
Покажите малышу, как складывать бумагу. Можно сделать с ним веер-гармошку или бумажный самолетик.
Пусть ребенок вставляет кубики или штырьки разной формы (квадратные, прямоугольные, треугольные) в соответствующие отверстия.
Покажите ему, как ставить кубики друг на друга, чтобы получилась башенка.
Предложите ему игрушки, которые можно безопасно разбирать и собирать, например набор стаканчиков, которые вкладываются друг в друга.
Предложите ему лепить что-нибудь из пластилина.
Поручите ему несложную работу по дому, например подмести, расставить предметы или помочь вам в приготовлении еды (помешать блинное тесто или положить овощи в кастрюлю).
Поиграйте вместе на улице, например можно покидать друг другу мячик.
Подведем итог
В возрасте от 1 года до 2 лет у ребенка развиваются следующие навыки и умения: |

Мелкая моторика у детей в возрасте 2 лет
Иногда этот период в развитии детей называется «кризис двух лет». И хотя родителям двухлеток может быть непросто, старайтесь сосредоточиться на хорошем — что ваш малыш продолжает расти и развиваться.
Мелкая моторика рук и пальцев продолжает совершенствоваться. Теперь малыш способен брать небольшие предметы размером с горошину и выполняет действия, требующие сложной координации, например может открыть банку.
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 2 лет
В этот период у ребенка развивается способность фокусировать внимание. Теперь он может на короткое время с головой погружаться в творческие дела. Вот некоторые из таких дел, в которых можете поучаствовать и вы:
Читайте ребенку книжки вслух, а он пусть переворачивает страницы.
Предложите ему порисовать мелками, цветными карандашами или пальчиками, используя специальные краски.
Поиграйте с ним в кубики или конструктор.
Подведем итог
В возрасте от 2 до 3 лет у ребенка развиваются следующие навыки: ● Он умеет листать страницы книги или журнала. ● Он строит башни как минимум из шести кубиков. ● Он умеет снимать обувь. ● Он умеет расстегивать куртку. ● При приучении к горшку он может самостоятельно снимать и надевать трусики. ● Он умеет поворачивать дверные ручки. ● Он открывает и закрывает банки с завинчивающимися крышками. ● Он умеет пить из кружки, держа ее одной рукой. ● Он умеет разворачивать конфету. ● Он держит карандаш в правильном положении и умеет делать штрихи в разных направлениях. |
Мелкая моторика у детей в возрасте 3 лет
На этом этапе развития дети уже гораздо лучше управляют своими мышцами. Например, в этом возрасте ребенок умеет двигать пальцами как по отдельности, так и всеми вместе. Это заметно по тому, как он держит карандаш или мелок — теперь это больше похоже на то, как бы это стал делать взрослый. В этом возрасте ребенок начинает больше внимания уделять тому, что его окружает, в частности предметам. Например, во время игры он особым образом раскладывает игрушки. Он может пользоваться различными инструментами и приспособлениями, похожими на взрослые, например вырезает детскими ножницами фигуры из бумаги. У него все лучше получается делать что-то из подручных материалов. Некоторым детям на этом этапе нравится экспериментировать с художественными материалами.
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 3 лет
Вот несколько примеров полезных и интересных занятий, способствующих развитию ребенка:
Делать постройки из кубиков.
Вместе собирать простые пазлы.
Играть с доской с дырками.
Делать ожерелье из нитки и крупных бусин.
Раскрашивать раскраски мелками или рисовать мелом на асфальте.
Строить замки из песка.
Одевать кукол в кукольную одежду с пуговицами, молниями и застежками.
Ребенку можно поручить простые и безопасные задания по дому (естественно, под присмотром):
Помочь взрослым построить кукольный домик, открутить что-то отверткой или забить гвоздик легким молотком.
Помочь посадить цветы в саду, выкопать ямку лопаткой, разрыхлить землю граблями.
Взбивать мутовкой яйца для омлета или жидкое тесто для блинов.
Подведем итог
В возрасте примерно от 3 до 4 лет ребенок овладевает следующими навыками: ● Он умеет держать мелок или карандаш в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными). ● Иногда у него получается держать столовые приборы в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными). ● Он самостоятельно ест и крайне редко что-то проливает на стол или на себя. ● Он строит из кубиков башню высотой не менее чем в девять кубиков. ● Он умеет наливать напитки из кувшина себе в кружку. ● Он самостоятельно застегивает и расстегивает пуговицы на одежде. ● Он вырезает геометрические фигуры из бумаги детскими ножницами. ● Он лепит различные фигурки из пластилина. |
Мелкая моторика у детей в возрасте 4 лет
Ребенок в 4 года уже совсем большой, а развитие моторики рук у него практически завершено.
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 4 лет
Примерно в это время ребенок начинает интересоваться художественным творчеством, сложными играми и прочими занятиями, которые требуют ловкости рук. Например, его могут заинтересовать следующие занятия:
Рисовать фигурки людей в полный рост с руками, ногами и лицом.
Писать печатные и прописные буквы.
Рисовать, обводить и срисовывать геометрические фигуры.
Рисовать краской и пальцами.
Лепить фигурки из пластилина.
Вырезать сложные фигуры из бумаги детскими ножницами.
Играть с кубиками и строить из них высокие или массивные сооружения, например башню или крепость.
Играть в карты или настольные игры.
Подведем итог
В возрасте 4 лет у ребенка, как правило, закрепляются следующие навыки: ● Он умеет чистить зубы самостоятельно под руководством мамы. ● Он самостоятельно одевается практически без помощи мамы. ● Он умеет завязывать шнурки. ● Он без проблем пользуется столовыми приборами, даже ножом. ● Он самостоятельно ходит в туалет и следит за собой. |
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Мелкая моторика — это способность контролировать движения мускулатуры ладоней, пальцев рук, запястья и даже пальцев ног. В ходе развития ребенок учится координировать движения мелкой мускулатуры. Закрепляется это главным образом в процессе игры.
Мелкая моторика играет важнейшую роль во многих процессах, без которых сложно представить себе жизнь, — от застегивания пуговиц до самостоятельного письма.
Примеры мелкой моторики:
- письмо
- рисование
- поворот дверной ручки
- открывание банки
- поднесение ко рту небольшого кусочка еды
Примеры общей моторики:
- ходьба
- прыжки
- потягивание
Мелкая моторика нужна для многих самых обычных дел: писать, печатать, хвататься за предметы, открывать дверь, завязывать шнурки, одеваться, раздеваться и пр.
Очень важно всячески способствовать развитию ребенка в плане мелкой моторики с рождения, чтобы потом ему было легче осваивать более сложные навыки.
Без мелкой моторики не обойтись во множестве повседневных дел, например, когда мы одеваемся, завязываем шнурки или набираем электронное письмо. Детские игры — это не просто развлечение. Так ребенок овладевает навыками мелкой моторики (и многими другими умениями), которые ему пригодятся в жизни.
Информация, представленная в этой статье, основана на рекомендациях специалистов, опубликованных достоверными (медицинскими и государственными) источниками, такими как Американская ассоциация педиатров и Американский колледж акушеров и гинекологов. Полный список ссылок на источники, использованные для написания этой статьи, вы найдете в конце статьи. Информация на данной странице не заменяет профессиональной медицинской консультации. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.
- Сайт «9 месяцев»: «Развитие мелкой моторики у грудничков»
- Сайт Baby.ru: «Развитие мелкой моторики: идеи для занятий»
- Сайт KidsHealth: «Реабилитационная терапия»
- Сайт KidsHealth: «Ребенок 4–7 месяцев: как он учится и играет»
- CDC: «Руководство по проведению теста развития общей моторики (TGMD-2) Национального исследования физического состояния детей и подростков (NYFS)»
БОЛЬШЕ СТАТЕЙ ПО ТЕМЕ Малыш 12+
Вступайте в клуб Pampers и получайте: