Воспитание малыша: не только наказания

Воспитание малыша: не только наказания

Хотя согласно некоторым исследованиям наказание является одной из наиболее эффективных дисциплинирующих техник, оно все же не должно быть единственным инструментом в вашем родительском арсенале. По мере взросления детей оно может стать менее эффективным. К счастью, со старшими детьми очень хорошо работают иные воспитательные техники.

Вот несколько примеров:

  • Замечайте хорошее поведение ребенка 
  • Подкрепляйте положительное поведение 
  • Не ожидайте совершенства’
  • Предлагайте альтернативы 
  • Ставьте конкретные, ограниченные цели 
  • Помните, что дисциплина — не то же самое, что наказание 

Замечайте хорошее поведение ребенка

По правде говоря, это, пожалуй, самый простой и самый действенный метод, с помощью которого вы можете улучшить поведение ребенка. Однако многие родители тратят бо́льшую часть времени и энергии, фокусируясь на поведении, которое они не хотят видеть, вместо того, чтобы сосредоточиться на желательном.

Дети любят дополнительное внимание. Словесная похвала, объятие или похлопывание по спине творят чудеса всего за секунду или две. Хвалите ребенка, когда он использует вилку за ужином, а не только расстраивайтесь, когда он заляпывает соусом всю рубашку.

Будьте энтузиастом, но не переусердствуйте — даже маленькие дети могут почувствовать, когда вы неискренни. Этот тип позитивного подкрепления особенно полезен, когда ребенок нервничает, поскольку он снижает напряжение, а не усиливает его. Невербальные жесты так же хороши, как и словесные. Если ваша дочь тихонько играет сама с собой, подойдите и нежно погладьте ее по голове раз или два — если ей это нравится. Возможно поначалу она будет замирать, когда вы это делаете, но спустя несколько дней она будет продолжать тихонько играть, купаясь в дополнительном внимании.

Если вы вознаграждаете правильное поведение ребенка («Как мне нравится, когда ты говоришь „пожалуйста“ и „спасибо“!»), он скорее всего будет его повторять. Фактически, если вы игнорируете его хорошее поведение , он скорее всего в следующий раз он будет вести себя плохо, поскольку знает, что таким образом получит ваше дополнительное внимание. Поэтому постарайтесь сосредоточиться на хороших вещах, а не на плохих.

Подкрепляйте положительное поведение

Помните, что положительное подкрепление (поощрение хороших поступков) более влиятельно, чем негативное подкрепление (порицание плохих поступков) или наказание . Парадоксально, но маленькие поощрения, такие как дополнительное внимание или особенная еда, могут быть сильнее, чем большие поощрения, такие как обещание велосипеда. Дети обычно перестают стараться, если они чувствуют, что не смогут получить большое вознаграждение, которое им предлагают.

Будьте особенно внимательны к словам, которые вы используете, когда хвалите дошкольника. Постарайтесь сделать похвалу особенной и сфокусированной на поведении, и не используйте общих слов.

Некоторые исследователи обнаружили, что

  • конкретная похвала позволяет ребенку оценивать собственные достижения: «Это высокая башня. Я тобой горжусь».
  • Общая похвала, с другой стороны, делает ребенка зависимым от оценок других: «Я сообразительный?»

Поэтому старайтесь формулировать похвалу конкретно и хвалите в первую очередь за поведение. 

Не ожидайте совершенства

Не стоит ожидать от ребенка идеального поведения. Если вы ожидаете идеального поведения, вы подвергаете ребенка большому стрессу. В результате он, вероятно, поведет себя плохо, просто чтобы снять напряжение.

Ставьте реалистичные цели, чтобы и вы, и ваш ребенок могли добиться успеха. Например, не ожидайте от дошкольника, что он будет делиться всеми своими игрушками, когда к нему в гости приходит друг. Договоритесь с ним, что вы уберете наиболее ценные для него игрушки до прихода друга. Это поможет ему чувствовать себя более комфортно, когда он делится другими игрушками.

Предлагайте альтернативы

Покажите ребенку поведение, альтернативное тому, которое вы хотите изменить. Например, если он кричит, и вы хотите, чтобы он прекратил, продемонстрируйте ребенку, что он может говорить тихо и все же привлечь внимание людей. Одна из причин того, почему шлепанье детей не является эффективным способом наказания в долгосрочной перспективе, заключается в том, что оно не учит ребенка хорошему поведению.

Ставьте конкретные, ограниченные цели

Решите, что на самом деле для вас важно. Безопасность, конечно, должна быть вашей первой заботой. Но насколько важна вежливость в этом возрасте? Как насчет опрятности? Дружелюбия? Внимательности? Не пытайтесь сконцентрироваться на слишком многих вещах сразу, иначе вам придется постоянно поправлять ребенка, и вы оба будете несчастны. Помните, что у вас есть масса времени, чтобы помочь ребенку освоить новые социальные навыки.

Скажем, вы хотите, чтобы ваш четырехлетний ребенок отправлялся в постель без капризов. Если вы определите свои цели в общих и абсолютных терминах, их соблюдение будет сложным для оценки и достижения. Вместо этого сформулируйте свои цели более конкретно и реалистично. Можно радоваться, если, например, пять дней из семи ребенок залезает под одеяло меньше, чем через 15 минут после того, как вы сказали, что пора спать. Не ожидайте совершенства ни от него, ни от себя.

Помните, что дисциплина — не то же самое, что наказание

Иногда бывает сложно не уравнивать эти два понятия, но постарайтесь не забывать, что они различны. Дисциплина относится к обучению. Спросите себя, учит ли ваше собственное поведение тому, что вы хотите получить от вашего ребенка. Показывать хороший пример — одна из наиболее эффективных дисциплинирующих техник.

Вам также может понравиться: